В условиях постоянно меняющегося мира все сферы человеческой деятельности, в том числе и религиозная сфера человека, постоянно трансформируются. До середины двадцатого века предполагалось, что роль религии в общественной жизни будет уменьшена или вовсе устранена. Однако, во второй половине двадцатого века произошел стихийный рост религиозных чувств, которые начали приобретать новые формы и средства выражения. Вера стала выражаться более индивидуально, субъективно и независимо от контроля религиозных учреждений. На это сильно повлияла современная культура, которая подчеркивала  индивидуальность, выраженную в способе восприятия и интерпретации реальности. Таким образом, духовность стала проявляться в адаптации сферы сакрального к своему индивидуальному образу жизни.

Такого рода феномен оказал влияние и на растущий интерес к йоге. Её универсальный характер привлекает людей с различными потребностями. Для многих людей йога стала формой работы с телом, которая приносит им здоровье и энергию, а также является способом уменьшить стресс и прийти к естественному ощущению покоя в современном мире. Для многих — это также путь саморазвития и внутреннего познания. В целом, необходимо признать, что для большого сообщества людей йога уже стала важной частью их повседневной жизни.

В настоящее время, благодаря феномену глобализации переплетены различные культурные составляющие. Часто адаптируются только отдельные элементы, что приводит к их искажению и деградации. Массовая культура работает именно так, потому что она адаптирована к вкусам самой большой группы потребителей. Это также одна из главных причин отождествления йоги на Западе с практикой физической асаны. Для коренных индийцев йога — это эзотерическое знание, набор практик, включающих гармоничное развитие человека. Это путь, ведущий к познанию своего индивидуума — Атмана, идентичного Брахману, безличной причинной силе, которая сотворила все и вбирает все.

Восточные мистики указывают, что человек, переживающий просветление, знает, что он никогда не был отдельным существом от Бога. Именно его личное эго и идентичность вызвали иллюзию отделения от корня священного. Йога — это дисциплина самосовершенствования, медитации и аскетизма , которая должна привести к духовному развитию ее адепта. Этот подход радикально отличается от того, как йога воспринимается и пропагандируется в значительной степени на Западе, где современные культурные тенденции, такие как культ тела и молодежи, привели к тому, что они отождествляют себя с исполнением асан, упуская богатый духовный и философский фон.

Религиозные институты, как те, которые функционируют в течение длительного времени, так и те, которые только появляются, действуют как бы на основе рыночных механизмов. Они напоминают производителей, которые предлагают свою продукцию потребителям. В этом случае они представляют собой определенные, компактные и последовательные идеологии, основанные на догмах и ритуалах, которые являются специфическими для друг друга. Каждое из предложений направлено на то, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности потребителя. «Клиенты» могут выбирать «продукты», которые лучше всего соответствуют их ценностям.

Если мы хотим взглянуть на духовность за пределами перспективы, определенной конкретной религией, стоит взглянуть на духовность в том виде, в каком ее видели экзистенциалисты. В их понимании духовность охватывает всю совокупность психических процессов, которые являются адаптивным ответом на осознание экзистенциального состояния. Все когнитивные, эмоциональные и социальные процессы, происходящие в нашем сознании, являются выражением нашей духовности.

Духовность нуждается в самообучении и дисциплине на пути самореализации. Она возникает из желания пережить трансцендентность и рождается из внутренней потребности общаться со священным. Духовность — это все действия, установки и убеждения человека, в которых осуществляется его стремление к пересечению своих собственных границ (психических, социальных, символических), условий и текущей жизненной ситуации.

Такая деятельность осуществляется во имя ценностей, которые человек считает позитивными. Это могут быть как религиозные ценности, так и этические, эстетические или иные, не относящиеся к сфере религии. Духовность — это особенность культурообразующего отношения человека , она универсальна и межрелигиозна.

В психологическом контексте духовность носит субъективный и развивающий характер, потому что она касается всех действий, направленных на преодоление трансцендентности и результатов, достигнутых с ее помощью. Постановка и достижение цели приводит к изменению взгляда на реальность, приобретению новых способностей или переходу в другое состояние сознания. В каждом из этих случаев реализуется внутренний потенциал личности, который уже присутствовал до вступления на путь духовного поиска.

Такой опыт также может быть достигнут людьми, которые не имеют никакой религии, тогда они приносят различные формы художественного самовыражения. Чувство трансцендентности тогда происходит без понятия бога.

Йога прекрасно вписывается в современное понимание духовности. Ее регулярная практика приводит к трансформации практикующего, позволяет раскрыть его потенциал и преодолеть барьеры, которые ограничивают его восприятие себя и внешнего мира. Йога позволяет приблизиться к внутреннему миру переживаний и снова войти в контакт с самим собой. Это требует усилий, направленных на достижение конкретной цели, которая приводит к изменению взгляда на реальность, приобретению новых установок и навыков, что позволяют перейти на другой уровень осознования.

Практика йоги всегда была нацелена на изменение личности практикующего. Её цель — когнитивное структурирование. Используется весь спектр ресурсов: работа с телом, техники медитации, восточная культура, философия. Поиск сферы сакрального в практике йоги — это сознательное действие индивида. Работа с телом становится инструментом для исследования внутренних измерений человека. Практика йоги позволяет общаться с самим собой. Она работает с телом, чтобы изменить способ работы ума. Это достигается практикой асан.

Некоторые хотят знать свою телесность, заботиться о своем здоровье или чувствовать успокаивающий эффект от физических упражнений. Другие видят целостное измерение практики йоги, наблюдая более полные психофизические эффекты, повышенное удовлетворение, чувство собственного достоинства и усиление контроля над эмоциями. Качество жизни повышается, а образ жизни часто меняется (диета и здоровый отдых). Некоторые открываются идеологически, начинают интересоваться восточной философией и духовностью. Работа с самим телом также может стать полностью духовной практикой.