Наш мозг — одна из самых сложных машин во вселенной, единственный в своем роде биокомпьютер, чей потенциал и возможности не полностью изучены сообществом ученных. Триллионы нейронных сетей постоянно анализируют, сравнивают, интерпретируют и сообщают информацию изнутри тела и внешней среды. Способность к саморазвитию, обеспечивается самой архитектурой мозга, по средством формирования новых задач и опыта обучения. А совокупность приобретённых нами убеждений, идеологий, мнений и взглядов, сформированных в процессе такого самообучения, моделирует нашу личность, создавая что-то вроде программного обеспечения. Такие программы накладываясь друг на друга, с течением времени, делают нашу индивидуальность и понимание окружающей действительности все более сложной.
Младенцы не без оснований являются символом невинности. Их сознание пустое и бесформенное, чистое и непорочное. По мере взросления мы внедряем новые программы, самые ранние из которых образуются во время первого контакта с матерью. Они связаны с кормлением и удовлетворением основных потребностей. В более зрелой жизни они преобразуются в чувство безопасности, в место, занимаемое в семье и социальной иерархии. Последующее формирование происходит через процесс социализации и воспитания, под влиянием культуры, общественных институтов, первого сексуального опыта, социальных табу и ролей.
Однако, установленные в раннем возрасте программы очень устойчивы к изменениям, и в большинстве своем накладывают ограничения на взрослую жизнь. Примером могут служить непроявленные эмоциональные реакции в виде детских обид. Зафиксированные на протяжении многих лет в нашем в подсознании, они могут нести отпечаток на качестве восприятия общей картины жизни.
Программное обеспечение (убеждения, идеологии, мнения, мнения) отвечает за то, что мы можем признать истинным и реальным. Мы можем верить, что мы смертны или бессмертны, что мы путешествуем от воплощения к воплощению или находимся в ожидании посмертной жизни на небесах. Психологами даже был отмечен факт, при котором вымышленная болезнь, подкрепленная верой, давала организму импульс к адаптации этого видения. На этом принципе построен и обратный процесс, известный нам как «Эффект Плацебо». Так, благодаря силе веры, мы можем заставить себя выздороветь после принятия дорогостоящего лекарства.
С человеческой верой трудно спорить. Наш разум способен подтвердить или отрицать все, в чем он убежден, предоставив надежные аргументы и даже создав для этого соответствующие ситуации.
Между тем в наших умах протекают миллионы процессов, которые мы не понимаем. Необходимо действовать должным образом, иначе мы будем перегружены появляющейся информацией и ее анализом. По большей части мы функционируем в сфере, которая находится за пределами нашего сознания, где эти программы установлены. Вместе с тем, способность влиять на эти программы заложена нашей природой.
Каждый из нас имеет право изменить свой подход к жизни. Существуют миллионы людей в мире, которые не живут той жизнью, которой хотят. Они считают, что это предопределенно их культурой, обществом, историческим периодом или географическими условиями. Это факторы, которые мы не можем изменить, но можем умело адаптироваться к ним. Сила изменять свое отношение к жизни — одна из главных целей, которую пытается достичь истинный йогин. Это не сильное и гибкое тело, а способность «перепрограммировать» ум таким образом, чтобы смотреть на мир более оптимистично, а также более реалистично.
Современный мир, который мы создали и в котором живем, постоянно программирует нас. Мы убеждены, что деньги приносят счастье, что новый и больший автомобиль покажет наш социальный статус, что высшие должности и научные звания придадут нам престиж. Счастье идентифицировано с действиями, которые удовлетворяют или стимулируют наше эго. К чему ведет этот способ поиска счастья? Он учит нас использовать других людей для удовлетворения эгоистических прихотей или порой требует от нас жестких мер для достижения этих целей. Счастье, безусловно, не может быть связанно с таким подходом.
Йога учит нас менять отношение к себе, своему телу, эмоциям и разуму. Если мы сможем установить и поддерживать разумное отношение к себе, мы автоматически установим лучшую связь с окружающим нас социумом. Йога — это инструмент, благодаря которому мы можем изменить себя и свое отношение к миру, который постфактум становится лучшим местом. Мир не изменится, если люди, которые его создают, не изменятся.
Вместо того чтобы сражаться с миром, йога и медитация учат нас плыть по течению, чтобы испытать как можно меньше трений в жизни. Подобно даосскому принципу Ву-вэй, который называют искусством непринуждённого усилия. Если мы со настраиваемся с жизнью, это начинает работать без каких-либо усилий, и если мы реализуем то, ради чего мы созданы, свою дхарму, наши действия поддерживаются всеми силами Вселенной.
Чувство счастья лежит в основе функционирования ума, а не в спекуляции капризов и потребностей. Йога дает знание, что тело и ум — это только инструменты действия, восприятия и мышления. И больше ничего. Наше настоящее «Я» является центром нашего сознания и свидетелем всего, что мы делаем в нашей жизни.
Вера — одна из самых могущественных сил человека. Практикуя йогу, мы изучаем отличную технику, которая позволяет нам модифицировать наши программные установки таким образом, чтобы привычки, отношения и характер служили нашему внутреннему развитию. Санкальпа — своего рода самовнушение, цель которого — создать реальное изменение личности таким образом, чтобы влиять на нынешний образ жизни. Свами Сатьянанда сравнивает формулировку санкальпы с посевом, который требует времени, чтобы принести урожай. Санкальпа повторяется в состоянии глубокой релаксации (например, в шавасане, медитации или в практике йога-нидры), когда ум остается сознательным, внимательным и в то же время открытым и восприимчивым.
Санкальпа — это важное понятие в йоге, которое можно перевести как «намерение» или «установка». Это позитивное утверждение, которое практикующий использует для верного настроя и достижения положительного результата.
Поскольку атрибуты мышления опираются на события, а жизнь всегда приносит что-то новое, полное запутанных чувств, мы не можем признать истинное намерение рациональным умом. Реальное намерение исходит от сердца. Это интуитивное знание, мудрость, исходящая от нашей естественной внутренней природы. Когда мы позволяем интуитивному знанию течь на поверхность, тогда мы можем сформулировать его словами.
Санкальпа имеет поддержку самой Вселенной — как будто мы вошли в невидимые потоки мощных сил, которые легко приведут нас в нужном направлении. Чтобы санкальпа влияла на материальную реальность, мы должны действительно хотеть этих перемен.
Санкальпа не должна преследовать тривиальные цели. Она может относиться к разным аспектам нашей жизни: любви и отношениям, духовному развитию, а также к некоторым достижениям в материальном смысле. Любое намерение (санкальпа) должно быть позитивным и точным, ясным и кратким. Нам нужно сформировать его в настоящем — как будто оно уже реализовано. Санкальпа может иметь такую форму: «Я доволен своим телом и внешним видом», «У меня есть работа, которую я люблю», «Я полностью здоров» или «Медитация обогащает мою жизнь»…
Реальность мира формируется вокруг сознательного разума — то, что мы можем испытать эмпирически, видеть или физически ощущать более важно, чем то, чего мы не знаем — мысли и энергии. Однако эти компоненты, если мы сможем справиться с ними должным образом, могут создать гораздо более полную реальность вокруг нас.
Колебания нашей жизни и окружающей среды являются отражением постоянного движения мыслей. Если бы мы смогли хотя бы частично контролировать эти изменения, мы бы испытали гораздо меньшие колебаний и, следовательно, большую стабильность. Единственный эффективный для этого способ — использовать силу нашего подсознания. Через него мы можем формировать собственные мысли и личность, которые затем формируют реальность нашего мира и влияют на наше окружение. Развивая свои мысли, мы формируем наши умы, нашу личность, наши поступки и, следовательно, нашу жизнь.