«Самодисциплина разрушает все нечистоты, совершенствуя тело, ум и чувства, чтобы сознание свободно функционировало и достигало божественности»

Тапас — практика дисциплины и самоконтроля. Слово «тапас» образовано от корня «тап» (санскрит), который значит пылать, гореть, сиять. Когда наша воля входит в конфликт с желаниями нашего разума, создается внутренний «огонь», который освещает и сжигает психические и физические примеси. Этот внутренний огонь также может быть использован, как источник духовной энергии; йоги говорят, что единственная практика тапаса может привести к освобождению кундалини и достижению просветления.

Тапас создается аскетическими практиками, такими как пост, тишина и самодисциплина, которые помогают нам стать более преданными нашей практике йоги. Тапас практикуется, как акт преданности и должен быть бескорыстным и свободным от эго. Взращивая силу воли, он трансформирует и очищает нас, позволяя сознательно контролировать неосознанные импульсы и дурное поведение.

В Йога-сутрах Патанджали (2:43) тапас появляется, как одна из ям или этических принципов, которые очищают тело и ум, для глубокой плодотворной практики. Бхагавад Гита (17: 14-16) различает тапас тела, речи и ума. В теле практика тапаса включает в себя соблюдение чистоты, целомудрия, честности, ненасилия и поклонения. Использование речи предполагает употребление добрых, правдивых и полезных слов. К тапасу ума относится умственное отношение, в котором мы можем оставаться спокойным и уравновешенным в радости и боли, постоянно придерживаясь строгого самоконтроля, тишины и сострадания.

В классическом комментарии к Йога-сутрам Вьяса выделяет аскетизм, указывая на его преимущества: «Только практика подвижничества (тапаса) способна устранить [всякую] нечистоту, обусловленную загрязняющими препятствиями».

Стоит отметить, что Вьяса также предупреждает о крайнем аскетизме. Такой подход может вызвать фанатичное отношение, приводящее к контрпродуктивному действию.

Смысл аскезы заключается в дисциплине ума и удержании его от разного рода омрачений. Эта практика была основой работы философов со времен Древней Греции. Плотин писал об этом так: «Обратись к самому себе и посмотри. Если же не увидишь красоты в самом себе, поступай подобно скульптору, творящему прекрасную статую: одно он отсекает, другое полирует; одно сглаживает, другое подчищает — пока не добьется своего. Так и ты — удали лишнее! Выпрями то, что криво, очистив тёмное, сделай его сияющим; и не прекращай обрабатывать свою статую, пока не заблистает перед тобой богоподобная сияющая красота добродетели, пока не узришь мудрость, восседающую в священном чистом величии».

Жемчужинами тапаса являются строгость и простота. Трудно сосредоточиться на том, что нам действительно нужно, когда наши чувства атакованы всеми соблазнами и обещаниями, которые нам представлены через телевидение, интернет, журналы и торговые центры. И в нашем современном мире требуется дополнительная доза тапаса, чтобы тренировать наш ум, оставаясь простыми и целенаправленными.

Упанишады, написанные 2500 лет назад, рассказывают притчу, описывающую ум, как дикую лошадь, привязанную к колеснице. Колесница — наше тело, возничий — наш интеллект, ум – поводья, а лошади — наши чувства. Самость — это пассажир. Если, возничий не удерживает поводья, лошади попытаются идти в разных направлениях. Одна захочет спуститься в водоем, другая – взобраться на холм, чтобы пастись, а третья потянет обратно к конюшне. Результатом является дисгармония, хаос и неудачное путешествие.

Точно так же и с нашими чувствами. Мы учимся настраиваться на потребности нашей телесной системы. Тело имеет много требований и потребностей в отношении пищи, физических упражнений, сна, работы и расслабления. И наши потребности могут варьироваться в зависимости от изменений сезона, рода занятий, состояния тела и ума. Вместо того, чтобы следовать внешним правилам, постоянно потакая своим потребностям, мы регулируем количество и качество наших изменяющихся потребностей, чтобы создать упорядоченность и гармонию в нашей собственной телесной системе. Все это требует постоянного осознания, обучения и самодисциплины.

Тапас — инструмент для трансформации, к которому нужно подходить с отношением страсти и рвения, а не от самоотречения и наказания. Также очень важно, чтобы мы глубоко осознавали цель, которую хотим достичь практикой тапаса. Глубоко духовная цель сделает нашу жизнь чистой, изящной и божественной. Без такой высокой и благородной цели никакие усилия не имеют реальной ценности. Мудрецы йоги говорят, что духовная жизнь без тапаса похожа на сердце без любви.

Многие люди отправятся в духовное путешествие, но они будут сдаваться в тот момент, когда возникнет какой-либо дискомфорт или потребуется немного больше усилий, и поэтому упустят уникальный шанс. Постоянное избегание дискомфорта — это не духовный подход. Это не означает, что мы обязательно должны жить в особо сложных условиях, но если такие ситуации возникают, мы должны успешно справляться с ними, встречая их с таким же чувством комфорта и удовлетворения. Таким отношением мы создаем саттвичное состояние в нашем существе (состояние равновесия, саттвагуна ) и в то же время принимаем и превосходим любое проявление иллюзии.

С помощью успешной практики тапаса мы уничтожаем ограничения, которые создали в нас множество предрассудков. Они чрезвычайно программируют наше поведение, и мы через эти неудачные ограничения теряем способность делать что-то очень глубокое и важное. Только путем полного устранения их причин мы можем избавиться от этих ограничений. Человек часто связан невообразимым количеством нереалистичных вещей, иллюзий, настроений и идей. Они поселяются в глубоких слоях подсознания, и их очень трудно удалить без значительных усилий.

Люди иногда пытаются изменить свою жизнь ненадлежащим образом, поэтому они меняют работу, находят новых друзей, но все же очень скоро, скрытые силой вредные привычки возвращаются в повседневную жизнь к тем же эмоциям, к тому же преимущественно пессимистическому отношению, мыслям и укоренившимся предрассудкам. Так происходит до тех пор, пока мы не пытаемся понять причину, из-за которой все это происходит.

Тапас включает в себя увлеченное убеждение и полную уверенность в достижение успеха. Эта непоколебимая вера позволяет нам достичь те высокие цели, которые мы преследуем. Подлинный тапас заставляет нас сиять, как солнце. Тогда мы можем стать источником тепла и силы для других. Это проявляется внутренним опытом, в котором жизнь — это подарок, и мы хотим максимально использовать его во благо. Тапас и Йога учит нас быть нашими собственными возничими, брать на себя ответственность за наших лошадей и следовать своим собственным путям.